Денис Ступников

МОНГОЛ ШУУДАН: новый альбом «Сплошь и рядом».


У каждого уважающего себя рок-исполнителя есть песни, которые он до поры до времени придерживает по самым разным причинам. До официального издания таких опусов дело, как правило, доходит в двух случаях: в пору творческого кризиса и при юбилейных выпусках архивов, когда номерные альбомы «добиваются» неподцензурными бонус треками. Ни то, ни другое «Монгол Шуудану» пока не грозит. Их лидер Валерий Скородед за год плодоносит на 2-3 полноценных диска, да и в архив ему ещё, вроде как, рановато. Выпустив с полтора десятка альбомов, вполне пристойных по содержанию, на новом диске он решил оторваться по полной.

Концепция альбома была придумана ещё лет 20 назад, когда, навещая друга-самогонщика в глухом районе Аннино, Валерий поклялся творить рабочий рок-н-ролл. Тут грядут неизбежные сравнения с «Сектором Газа», исповедующим в аналогичные ценности. И если раньше обыватель изрекал сакраментальную фразу о том, что «Монгол Шуудан» – это то же самое, что и «Сектор Газа», но только без мата», то теперь этот тезис не прокатывает. Добрая треть песен со «Сплошь и Рядом» пестрит развесистой ненорМАТивкой. К тому же «монголы», как и «сектора» взялись за обильное цитирование всем известных мелодий.

Однако различие всё-таки есть – и весьма разительное. Любой, даже самой грубой и неотёсанной песне «Монгол Шуудана», присущ едва уловимый налёт интеллигентности, который не вытравить ничем. Забавно слушать, как боевой вокалист «жучит» американцев манерно пропеваемой фразой «а там сидит зелёная Венера, зелёным пальчиком грозит». И таких тонких приёмов у Скородеда много. Взять хотя бы «Водка без пива – деньги на ветер», где Валерий неожиданно делает упор на самом безобидном слове. «Ветер» тут – всего лишь метафора, которое, при желании, можно заменить на любой другой образ. Но Скородед почему-то наиболее рьяно повторяет это «необязательное» слово: «ветер – ветер – ветерррр». Никакого прогиба под публику, ни малейших предсказуемых ходов. Атмосфера алкогольного угара подчиняет себе даже аранжировки: в припеве «Водки без Пива» явственно слышен стук наполненных бокалов.

Галерея рабочих профессий впечатляет: «человек с гондонной фабрики», справедливый слесарь-сантехник, недалёкий тамада, хитрый кондуктор, изнурённые моряки дальнего плаванья. Как ни странно, песня о тяжёлой и неказистой жизни «монгольского» артиста «Гастроли» - из той же «производственной серии».

Музыкальный ряд, густо замешанный на мелодиях из фильма «Грязные танцы», «Шизгаре» и «Битлах», отсылает к эпохе «застойных-запойных» дискотек с вечно похмельными ВИА, мечтающими о том, как «скоро стану я седым и старым, вот тогда и напишу свои я мемуары». Если бы сегодня кто-то отважился снимать римейк культового фильма Георгия Данелии «Афоня», то «Сплошь и Рядом» послужил бы для него самым подходящим саундтреком. Ибо история о добродушном слесаре-сантехнике, любящего «правильную музыку» и своими нехитрыми афоризмами затыкающего за пояс самых замороченных интеллектуалов – вечна. «Монгол Шуудан» всего лишь ненавязчиво напоминают об этом глубоко привлекательном национальном типаже – подлинном Герое с заглавной буквы.

06.03.2004 ⋅ Информационное агентство «mNews.Ru».

Для добавления сообщения необходимо зарегистрироваться