Культурный бум — правда или вымысел?

Цифровая эра диктует новые правила игры и задаёт новый поведенческий кодекс. Во времена общедоступности информации любой, кто имеет в кармане смартфон с подключением к сети, может узнать о том, что происходит на его улице, в городе, стране или целом мире. Неудивительно, что в человеке вырабатывается определённая ответственность, внутренний фильтр, позволяющий выбирать то, что соответствует его персональным запросам. Лучше остальных с этой навигацией справляются миллениалы и более поздние поколения, становление которых проходило вместе с развитием новых медиа. Люди, получавшие знания из учебников по истории и альтернативных источников одновременно, научились мыслить индивидуально, и как следствие — формировать свои запросы более осознанно. Здесь можно вспомнить цитату французского этнолога и философа XX-го века Клода Левиса-Стросса: «Пришествие культуры совпадает с рождением интеллекта». Она не отрицает того, что культура являлась неотъемлемым спутником на протяжении всей жизни человечества, но скорее подчёркивает её изменчивый характер, напрямую связанный со временем.

Фото: vk.com

Молодости свойственны амбициозность, дух первооткрывательства и авантюризм. Поэтому новое поколение активнее других формирует как спрос, так и предложение в сфере культуры. Бывшие заводы и фабрики, опустевшие много лет назад, сегодня вновь наполнены людьми, возвращающими этим памятникам прошлого значение и смысл. На их местах вырастают креативные кластеры, которые заселяют люди, производящие актуальный продукт. Сегодня, когда креативные индустрии стали одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, кругозор и социальная грамотность играют определяющие роли. Перспективность интеллектуального труда вызывает рост предложения в образовательной сфере.

Екатерина Черкес-заде, эксперт в области креативного образования, директор московского Universal University и мастер программы «Культурная инициатива и лидерство в креативных индустриях»

Понятие креативных индустрий шире, чем понятие «культура». Креативный сектор экономики действительно растёт, и в большей степени — за счёт креативного бизнеса (мелкого и среднего): будь то дизайн-бюро, галереи современного искусства, PR и digital-агентства или компании-разработчики компьютерных игр. В России деятельность в области культуры по-прежнему остаётся во многом дотационной сферой, и её предложение в этом плане ограничено. Музеям удаётся находить новые пути развития. Например, у Эрмитажа есть филиалы в Казани, Выборге и Омске, Третьяковка открыла филиал во Владивостоке. Кроме того, активно развивается российское кино и анимация. И если музеи могут быть планово-убыточными предприятиями, то у кинематографа есть все шансы встать на ноги окончательно и через несколько лет перестать опираться на государство.
Новые креативные пространства открываются в основном в крупных городах: в Москве, Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Калининграде. Там динамика культурного потребления очень заметна. Но если посмотреть на ситуацию в стране в целом, то вы удивитесь: официальная статистика Росстата говорит, что уровень потребления платных услуг в культуре (как и в туризме) за последние десять лет не изменился. В среднем семьи тратят на досуг и развлечения не больше 2% своего бюджета. Конечно, это связано с экономической ситуацией в стране, но также есть и погрешность в статистике, так как технологии делают контент всё более доступным, и его потребление растёт. Но в национальных масштабах говорить о том, что спрос увеличился и превысил предложение, ещё рано.

Из-за неравномерного экономического развития регионы России пока не способны конкурировать на равных с Москвой и Санкт-Петербургом. Небывалый ажиотаж в музеях, многотысячные музыкальные фестивали, общая насыщенность культурной жизни остаются уделом двух столиц. Регионы скорее служат кузницей кадров и обеспечивают постоянный приток населения в крупные города. Впрочем, именно творчество и креатив — два фундамента экономики будущего, которые способны решить эту проблему и создать новый культурный ландшафт на местах.

Инна Пехова, вице-президент Национального Туристического Союза

Наша особенность — это природа, большая страна с необъятными возможностями и культурным наследием. И это присуще только нашей стране. Арт-центры, возрождение культурных традиций местных жителей, новая жизнь посёлков, памятные места русских художников, писателей, современные арт-резиденции, экотуризм. Каналы развития, наверное, будут схожи мировым практикам, но с нашей индивидуальностью и уникальностью событий.

Вероятно, разговоры о культурном буме преждевременны, но нельзя отрицать факт того, что культура, как таковая, становится привлекательна для людей, испытывающих волю к жизни, желающих строить своё настоящее и будущее в более комфортных и осмысленных условиях.

Текст Николая Сатурнова

Узнать больше о проекте «Культурная инициатива» вы можете здесь.

30.11.2019 ⋅ kudago.ru

Для добавления сообщения необходимо зарегистрироваться